Россияне устали от навязывания платных услуг

06 августа в 12:37

Банки навязывают ненужные финансовые продукты россиянам, предупредил Центробанк. Регулятор опубликовал статистику жалоб потребителей финансовых услуг за первое полугодие 2019 года. Оказалось, что больше всего клиенты жалуются на навязчивые продажи полисов страхования жизни и векселей.

Также немало жалоб связано с навязыванием продукта без ясной и полной информации о его характере. Всего за полгода зафиксировали около 1800 подобных обращений, из них две трети — в адрес банков.

Основные претензии связаны с нарушениями при продаже полисов страхования жизни — более 900 жалоб. Банки предлагали инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) в качестве альтернативы банковскому вкладу. В то же время новые стандарты работы с потребителями, которые разработал в январе Всероссийский союз страховщиков, обязывают информировать о том, что полис ИСЖ не является договором вклада и не страхуется государством. Продавать такие полисы могут только банки, принявшие стандарт.

Второе место по количеству жалоб заняли продажи векселей (около 400 обращений, или 22,8%). Это нетипичная проблема для последних лет — такой большой процент жалоб получился за счёт держателей векселей компании ООО ФТК, признанной «вексельной пирамидой». Вкладчики, приобретавшие вексели ФТК под видом вкладов, фактически оплачивали выплату процентов по старым векселям. Объём пирамиды составил 4,5 млрд рублей, а её жертвами оказались более 2500 человек.

В целом основную массу претензий составили жалобы о возможном введении в заблуждение при заключении договоров купли-продажи векселей в офисах банков, а также жалобы на неисполнение обязательств по векселям. В ЦБ заключили, что большое количество обращений обусловлено невысоким уровнем финансовой грамотности россиян.

Текст: Анатолий Круглов

У «Секрета фирмы» есть канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Ещё по теме