Как победить конкурента со связями на самом верху. На примере войны «Гурвинека» c «Королевским корги»

Актуально не только для кинобизнеса
13 марта в 15:16

В марте российский кинопрокат потряс громкий скандал. В одно и то же время должны были выйти два детских мультфильма: «Гурвинек. Волшебная гора» и «Королевский корги». Первый снят при поддержке государства, поэтому Министерство культуры решило поддержать его продюсеров и перенесло премьеру «Корги» с длинных мартовских выходных на конец месяца. Подобное уже случалось. Но в этот раз Минкульт получил отпор. Недовольные вмешательством в их репертуарную политику кинотеатры отказались показывать «Гурвинека», и он с треском провалился в прокате. Как на это отреагировали чиновники? Вы удивитесь: они умыли руки, сказав, что во всём виноваты продюсеры «Гурвинека». Считается, что админресурсу в России противостоять невозможно. Триумф кинотеатров говорит об обратном.

К сожалению, использование админресурса и телефонного права в российской бизнес-среде давно стало нормой. У кого больше связей наверху, тот и успешнее. В кино — только так. Я много лет возглавлял «Формулу кино», самую успешную и эффективную сеть кинотеатров в России. Как работает система, знаю не понаслышке. Каждая вторая наша знаменитость является либо доверенным лицом главы государства, либо членом какого-либо попечительского совета, либо просто вхожа в высокие кабинеты. Именно они активно используют админресурс, убирают конкурентов, тем самым создавая для своих фильмов тепличные условия проката.

Минкульт — всего лишь инструмент в руках нечистоплотных продюсеров. Это иллюзия — считать, что это великие и могучие чиновники что-либо двигают, вручную управляя процессом. Как ни удивительно, в плену этой иллюзии долго время находились ключевые участники рынка — кинотеатры. Каждый раз, когда Минкульт решал перенести премьеру нового фильма про Мстителей в интересах очередного российского фильма про Великую Отечественную войну, кинотеатры обращались к чиновникам с челобитной, но на обострение конфликта не шли. Само собой, никто к их доводам не прислушивался. Из министерства приходила отписка: всё по закону. Доходило до смешного, когда на одну знаменательную дату пытались попасть сразу два российских фильма, за спиной у каждого был свой административный ресурс, и они начинали меряться размерами своего влияния друг с другом. В таких условиях ни один нормальный дистрибьютор работать не может.

Впервые единым фронтом игроки нашего рынка выступили два года назад. Не против чиновников, а против конкретного лоббиста. Тогда продюсеры фильма «Время первых» активно настаивали на переносе премьеры голливудского блокбастера «Форсаж». Минкульт, разумеется, пошёл навстречу пожеланиям именитых кинематографистов («Время первых» — проект Тимура Бекмамбетова и Евгения Миронова), но встретил решительный протест со стороны крупнейших киносетей. На совещании в министерстве, в котором я участвовал наряду с директорами других киносетей, мы сказали: если перенесёте «Форсаж», «Время первых» показывать не будем. При этом мы подчеркнули, что боремся не за или против какого-либо фильма, а за честный конкурентный рынок в интересах зрителя. Чиновники, как оказалось, не имеют ничего против честного рынка, поэтому наше мнение было учтено: все фильмы остались на своих местах. Конфликт разрешился в пользу кинотеатров.

Любой рынок нуждается в чётко прописанных правилах игры. Это аксиома. Любое внешнее воздействие вредит бизнесу. Это прекрасно демонстрирует рынок кинопроката. У чиновников Минкульта основным KPI является доля российского кино в общей кассе. Какого размера будет эта касса, им, в общем, всё равно. Сегодня чиновники бодро рапортуют, что за прошлый год результаты проката российского кино выросли на 6%, или на 600 млн рублей. И всё это благодаря протекционизму и ручному управлению. Но при этом они забывают указать, что из-за того же протекционизма общий бокс-офис страны упал на 6%, или на 3,3 млрд рублей. Помогая российскому кино и зачищая рынок от голливудской продукции, чиновники, сами, наверное, того не желая, рубят сук, на котором сидят. А зритель в ответ голосует рублём. Раз нечего смотреть в кинотеатре, народ остаётся дома и смотрит тот самый не любимый чиновниками Голливуд на экранах компьютеров. Такими темпами и кинотеатры, и продюсеры, и чиновники останутся без работы.

Если бы я был министром культуры, распорядился бы вообще не вмешиваться в кинопроцесс. Проблем у рынка хватает и так. До 2013 года кинопрокат рос как на дрожжах, на 20–30% в год. Под этот рост верстались инвестиционные планы киносетей. Сети активно расширялись, у банков заимствовались деньги, чтобы строить новые кинотеатры. Потом рынок встал. Тому много причин, но в первую очередь дело в том, что перестали расти доходы населения. Однако кредиты до сих пор висят на заёмщиках. Отбить их на стагнирующем рынке крайне сложно. Все без исключения затраты кинотеатров выросли, а выручка падает. Что впереди?

Мне, как бывшему руководителю «Формулы кино», картина предельно ясна: хороших новостей ждать не следует. Сеть из топа-5 «Люксор» уже объявила о банкротстве. Она больше всех в последнее время строилась. Сколько сетей последуют по пути «Люксора», пока загадка. Но риски высоки.

Если искать какой-то позитив, то как раз в том, что крайне тяжёлая ситуация заставила бизнес поднять голос против неуклюжих решений государства. Рынок кинотеатров, пожалуй, один из самых разношёрстных и разобщённых: по региональным интересам, по формам собственности, по размерам и т. д. Крупнейший игрок в лице объединённой сети «Синема Парк» и «Формула кино» занимает около 15% рынка, остальные — значительно меньше. И все друг с другом жёстко конкурируют. Тем не менее предприниматели смогли побороть разногласия и создали координирующий орган — Ассоциацию владельцев кинотеатров.

Может быть, примеру кинотеатров последуют компании из других сфер, которые сталкиваются с теми же проблемами. Против массовости и организованности ни у одной власти аргументов нет.

Следуя политике полного раскрытия информации, уточняем, что «Секрет фирмы» и объединённая сеть кинотеатров «Формула кино» и «Синема Парк» входят в Rambler Group.

У «Секрета фирмы» есть канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

Фотография на обложке: «МВК»

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Ещё по теме