Евангелие от Малофеева. Как работает монархический телеканал «Царьград»

Самодержавие по телевизору
18 сентября в 19:12

18 сентября 2014 года, в день обретения мощей исповедника Александра Уродова, в Роскомнадзоре был зарегистрирован телеканал «Царьград». Сотворил его по образу и подобию Fox News олигарх и монархист Константин Малофеев. Через несколько лет после начала вещания «Секрет фирмы» решил понять, куда движется телеканал, как он зарабатывает и нужно ли было всё это.

В России почти треть населения поддерживает самодержавие. В социальных сетях монархисты обсуждают достойных наследников царского трона и делятся видео с Поклонской и Малофеевым. Часть поклонников ругают их, другие поддерживают, но почти все считают своими союзниками.

Поклонская в своём инстаграме называет «душой России» царскую семью. Малофеев, в свою очередь, председатель исторического общества «Двуглавый орёл», логотип которого — малый герб Российской империи.

Последнего можно назвать идейным человеком. В свои 45 лет он создал «Лигу безопасного интернета», учредил Фонд святителя Василия Великого, построил одноимённую гимназию (с противоречивыми отзывами и учёбой от 85 000 рублей в месяц) и основал телеканал «Царьград», который во многом и сделал его известным.

Что ты сделал для монархии в свои годы

В конце 2013 года Константин Малофеев продал «Ростелекому» часть его акций за 25,2 млрд рублей. По оценкам участников рынка, сумма была выше ожидаемой на 2,25%. «Коммерсант» связывал это с нежеланием «Ростелекома» входить в альянс с «Tele2 Россия» вместе с одним из акционеров — Малофеевым.

Но в 2014 году православный меценат всё же вступил на рынок связи и коммуникаций. 18 сентября в Роскомнадзоре был зарегистрирован телеканал «Царьград» (старославянское название Константинополя). Но его днём рождения считается 21 ноября 2015 года, когда празднуется Собор архистратига Михаила, небесного покровителя телеканала.

По словам представителей «Царьграда», население страны получило телеканал с «новостями, поданными с христианских позиций». Тогда многие издания бросились размышлять о том, зачем нужно ещё одно религиозное СМИ, построенное по канонам консервативного Fox News.

Серьёзный подход к делу подогрел интерес со стороны медиа — приглашение в команду «Царьграда» Джека Хэника (режиссёра Fox News), запуск интернет-вещания и скандальные статьи.

По образу и подобию

«Оскандалившаяся чиновница» и «быдло, бичи и алкаши» — первые заголовки, которые сразу встречаешь в группе «Царьград» в Facebook.

Специализирующийся на политических и экономических новостях «Царьград» по сетке вещания скорее похож на RT или Euronews. Только окно со «святым дня» напоминает о первоначальной идее Малофеева.

«Первый русский», — заявляет о себе канал. И правда, «Царьград» едва ли похож на милитаристскую «Звезду» или православно-консервативный «Союз» — в ультраконсервативном российском телевидении он первый.

Изначально идея была такой: в Москву приезжает один из основателей и идеологов Fox News Джек Хэник и переносит опыт одного из популярнейших консервативных телеканалов на русскую почву.

Сотворённый по образу и подобию Fox News «Царьград» имеет созвучный слоган: «Не боимся говорить правду» (у американского аналога — «Real honest opinion», «настоящее честное мнение»).

Вероятно, на этом сходство и заканчивается. Fox News — один из самых рейтинговых телеканалов в США. Основанный в 1996 году для консервативной аудитории, сегодня он транслируется в 86 странах. Его власть настолько велика, что спичрайтер Джорджа Буша (республиканца) признал: «Республиканцы изначально думали, что Fox работает на нас, а теперь мы обнаруживаем, что работаем на Fox».

Его создатель — один из самых эффективных медиаменеджеров США Роджер Айлс. Он консультировал республиканских президентов Ричарда Никсона, Рональда Рейгана, Джорджа Буша-старшего и Дональда Трампа. Кстати, чтобы лучше разобраться в том, как устроена американская политика и СМИ, можно посмотреть свежий сериал о Роджере Айлсе «Самый громкий голос».

«Fox News — один из ведущих вещателей в США, консервативный противовес либеральным аналогам (CNN, MSNBC)», — рассказывает Павел Кошкин, научный сотрудник Института США и Канады РАН.

«Во-первых, он популярен, так как сегодня в американском обществе наблюдается сильный идеологический раскол между либералами-демократами и консерваторами-республиканцами, при этом умеренных становится меньше, поэтому политическая поляризация в обществе даёт о себе знать.

Во-вторых, в 2016 году за Трампа проголосовало около половины населения США. Потенциально все они — зрители Fox News, так как американский президент относится к телеканалу с особым пиететом. Не случайно в свою администрацию Трамп пригласил бывших телеведущих и экспертов Fox News, в том числе и Хизер Науэрт на должность официального представителя Госдепа. Потом её сменила Морган Ортагус, внештатный эксперт по национальной безопасности Fox News.

В-третьих, по социальным опросам в большинстве штатов доминируют консерваторы. При этом в 19 из них разрыв между либералами и консерваторами — 20% в пользу последних.

В-четвёртых, в США развита культура политических дебатов в рамках двухпартийной системы: республиканцы-консерваторы почти всегда выступают оппонентами демократов-либералов. Верхняя палата (Сенат) контролируется республиканцами, нижняя (Палата представителей) — демократами. Всё это частично отражается и на медийном ландшафте США: телеканал Fox News выступает как оппонент CNN или MSNBC. Это нормально в рамках американской традиции полемики и плюрализма».

Фото: bigstockphoto.com/vostock-photo.online

Считаем деньги

В 2018 году Fox третий раз подряд стал самым популярным каналом американского телевидения (по версии Nielsen ratings). В прайм-тайм его смотрят почти 2,5 млн зрителей. Многие обвиняют Fox в предвзятости, но всё же соглашаются в одном: он уравновешивает преимущество либеральных СМИ.

Если говорить о телевидении в нашей стране, то самой популярной остаётся «Россия 1», после неё — «Первый» и НТВ (по данным Mediascope на 2018 год). У нас редко появляются новые каналы: они либо переформатируются (ДТВ в «Перец», а потом «Че»), либо прекращают вещание (Life в 2017 году). Да и сегодня всё больше возможностей даёт интернет: отсутствие посредника между зрителем и телеканалом, свободная сетка вещания, минимальные расходы на трансляцию и утрата привязки к «ящику».

«Царьград» так и сделал. Его вещание началось с YouTube, а в телевизоре он стал доступен только с января 2016 года. Канал можно было посмотреть в кабельных пакетах «НТВ плюс», ГК «Орион» и «Акадо».

Почти через два года, в декабре 2017-го, «Царьград» решил сосредоточиться на интернет-аудитории и прекратил телевизионное вещание. В пресс-службе канала причиной назвали «заметный и интенсивный рост» внимания со стороны онлайн-пользователей.

В июле 2019 года сайт «Царьграда» посетило 17 млн человек (по данным SimilarWeb). Это на 3 млн больше, чем в июне. Судя по статистике, аудитория канала растёт. При этом его доходы чуть больше 38 млн рублей (по данным ФНС на 2017 год). А расходы превышают 433 млн рублей.

Для сравнения возьмём «Спас»: доходы и расходы составляют 241 млн рублей. Или «Звезду»: прибыль — 241 млн рублей, а расходы — 191 млн рублей.

Летом 2016-го у «Спаса» резко подскочили рейтинги. Это случилось из-за изменений во втором мультиплексе. Православный «Спас» попал в список бесплатных телеканалов. Аудитория телеканала выросла почти в два с половиной раза (по данным Media Logics). В августе 2015-го, после изменений, ежедневный охват по стране равнялся 612 000 человек. Месяцем раньше количество зрителей не превышало 234 000.

По словам прежнего директора Бориса Костенко (с 2017 года — Борис Корчевников), резкий интерес к «Спасу» объясняется не только переменой в мультиплексе, но и повышением качества новостей, которые им предоставляет агентство «Царьград».

С 10 по 17 августа у «Спаса» 0,24% от числа всех телезрителей. Это меньше, чем у «Диалогов о рыбалке», но больше «Науки 2.0». «Спас» находится на 66-м месте среди 139 телеканалов (по версии кабельного оператора Power Net).

Телевидение — это основной источник трафика для «Спаса». Хоть телеканал и представлен в интернете, трафика сайт практически не даёт. Так, в месяц его посещают 48 000 человек (по данным Analysis).

Аналог «Царьграда» по типу вещания, интернет-канал «Дождь», за 2017 год заработал 516 млн рублей, а потратил 539 млн рублей (доступен по подписке, в отличие от «Царьграда»). Кстати, работавший в 2013–2014 годах генеральным продюсером «Дождя» Юрий Громов, в 2015–2016 годах как режиссёр помогал развивать «Царьград».

Константин Малофеев

Фото: mskagency.ru/ Антон Кардашов

У нас всё ОК

В 2017-м появлялись слухи о полном закрытии телеканала, но Малофеев опроверг их. Также в прессе появлялись новости о слиянии «Царьграда» и «Спаса» с последующими увольнениями сотрудников, которые первый телеканал подтвердил. Объединения так и не произошло, но в 2019-м количество сотрудников «Царьграда» уменьшилось вдвое с 166 до 88.

«Секрет фирмы» попросил директора телеканала Елену Шаройкину рассказать об источниках финансирования и причинах сокращения штата.

«Мне кажется, штат сократился менее чем вдвое. Около 40% сотрудников были уволены, — отвечает в письме Елена. — Оптимизация штата произошла в связи с переходом на иной формат медиа. До этого телеканал "Царьград" вещал в кабеле и спутнике (всего более 150 операторов) с шестью часами прямого эфира ежедневно. Сейчас «Царьград ТВ» является мультимедийным интернет-ресурсом видео (ток-шоу, новости, специальные репортажи, прямые интерактивные эфиры как на сайте, так и в социальных сетях), текстов (новости и аналитические статьи, интервью и пр.), фото и инфографики».

Об источниках финансирования Елена ответила: «Взнос акционера в уставный капитал — добавочный капитал».

НАО «Царьград медиа» — это непубличное акционерное общество. Его акциями владеет заранее оговорённое число лиц или сами учредители.

«В России общество консервативно и патриархально, особенно в регионах. Либеральная часть концентрируется в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах», — продолжает Павел Кошкин.

Во-вторых, в России пока нет такого большого идеологического раскола среди населения и политиков, как в США.

В-третьих, культура дебатов не развита в нашей стране и нет такого плюрализма на политической сцене, а в обществе больше апатии и меньше гражданской осознанности.

В-четвёртых, российские СМИ более ограничены и не обладают теми свободами и ресурсами, которые есть у журналистов в Соединённых Штатах.

Поэтому, если сравнивать Fox News с "Царьградом-ТВ", они находятся совершенно в разных весовых категориях и существуют в абсолютно непохожих социально-политических реальностях. Отсюда успех первого в США и ограниченное влияние второго в России».

Мужеложство и другие извращения

«Чай с Захаром» — так называется авторская программа Захара Прилепина на «Царьграде». Герои пьют чай и обсуждают «национальную идею» страны. Правда, последний год новых выпусков не выходило.

Своя программа есть и у директора канала Елены Шаройкиной. В «Красный угол» она приглашает гостей «патриотического сектора», противопоставляя его либеральному.

Также для «Царьграда» писал Александр Дугин, свою программу вёл Иван Охлобыстин и сам владелец «Царьграда» Константин Малофеев.

Рядом с «Публичной поркой» идут такие передачи, как «Сила в правде», «Евангелие дня», «Поле боя» и пр.

Идеологическая напористость канала иногда доходит до скандалов. Так, в 2016 году СМИ обсуждали рейтинг, составленный редакцией «Царьграда», под названием «Топ-100 русофобов». А через год ведущий канала в эфире пообещал оплатить билет в один конец всем геям, которые предоставят «медицинскую справку, подтверждающую мужеложство или иные формы извращений».

Команда телеканала делает упор на провокационность и развлекательность. Зрители такое любят. По результатам исследований ФОМ, в тройке самых популярных жанров на телевидении находятся новости, фильмы и развлекательные программы.

Мы связались с несколькими зрителями «Царьграда» и спросили их, почему они смотрят этот телеканал. Одним нравится «социалистическая повестка» и «православная трактовка политических событий». Другие говорят, что это «единственный телеканал, выступающий за истинные ценности России». Остальные не пропускают передачи с конкретными ведущими — особенно популярен «Сухой остаток» с Юрием Пронько и «Индекс Иваткиной» Марии Иваткиной.

Александр Дугин во время митинга в поддержку Новороссии «Битва за Донбасс III»

Фото: mskagency.ru

Есть и те, кто считает, что «Царьград» испортился после ухода Александра Дугина и транслирования скандальных новостей.

Кстати, философ Дугин сейчас работает на интернет-канале «День ТВ», главный редактор которого — Андрей Фефелов (сын Александра Проханова). «День ТВ» во многом похож с «Царьградом». Так, первый позиционирует себя как площадку «обсуждения политической повестки дня представителями идеологической палитры», придерживающимися «традиционных, патриотических взглядов».

«Секрет фирмы» пообщался с техническим специалистом одного из телеканалов страны и узнал, с чем может быть связан уход «Царьграда» из кабельного вещания.

«Стоимость аренды частоты решается совсем наверху. На кнопку пульта попасть нереально. Единственный вариант — это кабель. Заключаешь договор с одной из провайдерских компаний и вещаешь. Но с приходом мультиплекса невыгодно открывать кабельный телеканал.

Смотри, у меня есть бабушка. Мы подключили ей кабельное из-за плохого качества антенного телевидения. Она не смотрит все 100 каналов. Проще один раз заплатить, купить цифровую приставку и бесплатно смотреть центральное телевидение в хорошем качестве.

С переходом на цифровое вещание многие зрители откажутся от кабельного телевидения. Это становится невыгодным. Все знали об этом ещё в 2015 году. Я думаю, это одна из причин перемещения "Царьграда" в интернет».

Зачем?

Интернет-канал «Царьград» сегодня не скован условиями телевизионной сетки вещания. В Сети журналисты часто позволяют себе больше, чем другие телеканалы: репортаж про Украину и «охоту на людей» или «Обыкновенный сатанизм», рассказывающий о торговле абортированными органами во славу дьявола.

Помимо транслирования имперской идеологии канал старается привлечь новую аудиторию молодёжными YouTube-форматами. Одна из таких передач — «Честный Фрэнк», интервью в стиле Дудя с пранкером Лексусом, Милоновым и Пауком из «Коррозии металла».

На YouTube-канал «Царьграда» подписано более полумиллиона человек. Это неплохой результат для ультраконсервативного СМИ в России. Несмотря на то что телеканал несколько лет работает в убыток, его аудитория растёт.

Возможно, вся эта история совсем не про деньги. Идея — вот что важно для Малофеева.

Фото: mskagency.ru,wikipedia.org/Картина Джакомо Кваренги «Покровский собор и Спасская башня Кремля», bigstockphoto.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе