Работать путешествуя. Почему отправлять сотрудников в поездки стало необходимостью

Как совместить приятное с полезным и преуспеть
01 июля в 15:29

По данным исследований, всё чаще сотрудники компаний, которые отправляются в командировки, стараются совместить работу с отдыхом. За рубежом даже появился термин для обозначения этого явления — bleisure (от business и leisure, «бизнес» и «досуг» — англ.). В поездки такого типа отправляются до 75% всех командированных сотрудников. Руководитель сервиса для планирования корпоративных путешествий OneTwoTrip for Business Никита Булгаков рассказал, как развивается этот тренд, в том числе в России, и как совмещать командировки с личными задачами.


Несмотря на то что сама идея о захвате пары дополнительных дней в новом городе после решения деловых вопросов кажется логичной, распространяться этот тренд начал не так давно. Росту популярности феномена bleisure способствует ряд факторов:

  • Появление Airbnb и развитие сервисов бронирования. Новые технологии позволяют компаниям экономить на поездках. В итоге бизнес часто может себе позволить оплатить сотруднику пару дополнительных дней в гостинице.
  • Демография. Миллениалы чаще, чем представители старших поколений, стремятся совмещать работу и удовольствие. Именно путешественники из этого сегмента чаще всего остаются в городе после решения рабочих задач.
  • Конкуренция на рынке труда вынуждает компании привлекать работников в том числе возможностью интересных поездок.

Немного цифр: мир и Россия

По результатам того же исследования, чаще всего (в 56% случаев) бизнес-путешественники берут с собой членов семьи, обычно супругов, но бывает, что число сопровождающих вырастает до нескольких человек.

По данным OneTwoTrip for Business, российские бизнес-путешественники также активно вовлечены в тренд bleisure. Здесь очень ярко прослеживается влияние сезонности. Так, в январе 93% всех заграничных командировок захватывали выходные дни. Что интересно, внутрироссийские поездки также часто рассматривают как отличный вариант совмещения работы и отдыха: например, летом число командировок с захватом выходных может вырастать до 82%.

Способ удержать и привлечь сотрудников

Для компаний этот тренд выгоден, потому что даже после небольшого отпуска сотрудники чувствуют себя лучше и работают продуктивнее — об этом говорят цифры. Согласно статистике, в более чем 40% случаев смена работы вызвана стрессом. В то же время до 64% сотрудников заявляют, что после даже небольшого отпуска чувствуют себя лучше и хотят вернуться к работе. По данным исследования Bleisure Travel Report, проведённого в Великобритании, 61% сотрудников, совмещавших рабочие поездки с путешествиями, заявили, что ощутили рост продуктивности по возвращении домой.

Более того, 39% миллениалов и представителей поколения Z даже не станут рассматривать вакансии без возможности интересных поездок. В ходе опросов до 92% сотрудников заявляют, что качество их жизни повышается благодаря путешествиям. Таким образом, с помощью грамотного подхода к организации командировок компания может получить конкурентные преимущества на рынке труда.

Как правильно организовать

Между поездками только по работе и чистым туризмом есть большая разница. Отличаются требования к транспорту и размещению. Например, если командированным сотрудникам важно быть рядом с определённой локацией (местным офисом компании или местом проведения конференции), то для туристов более значительную роль играет район в целом (исторический центр, транспортная доступность и т. п.). Разнятся и предпочтения в жилье: в командировках не так важны «плюшки» вроде бассейна и детских комнат.

Поскольку совместить туризм и работу не так просто, использовать для этого традиционные тревел-агентства не выйдет. Такие компании заточены на решение задач определённого типа, им недостаёт гибкости. В итоге подобрать отель и билет так, чтобы это было и удобно с точки зрения выполнения рабочих задач, и позволяло хорошо отдохнуть, притом не за огромную цену, вряд ли удастся.

При этом существуют онлайн-сервисы бронирования для бизнеса, которые работают аналогично инструментам для частных пользователей. Их плюс в удобном интерфейсе, огромном количестве вариантов и наличии важных для бизнеса вещей: оплаты корпоративной картой, закрывающих документов и т. п. С помощью такого инструмента можно самостоятельно подобрать удобные и недорогие варианты поездки, сравнить цены по датам, выбрав лучшее предложение.

В итоге совместить деловую поездку с личным отдыхом не так просто. Ещё труднее научиться организовывать их так, чтобы и рабочие задачи не страдали, и была возможность получить конкурентное преимущество при найме. Чтобы всё сделать корректно, важно следовать ряду важных правил.

Предлагать bleisure-поездки нужно не всем

Сотрудники, которые много путешествуют по работе, чаще всего не хотят задерживаться в новом городе дополнительно. Поэтому, если должность предполагает очень частые командировки, возможность задержаться в поездке ещё на пару дней не будет воспринята сотрудником как плюс. В свою очередь, для работников, которые ездят в командировки нечасто, это вполне может стать отличной мотивирующей наградой.

Кто платит за отдых

В случае bleisure отдых — это неотъемлемая часть рабочей поездки, которая должна давать чёткий результат, соответствовать ряду параметров, по ней нужно отчитываться.

Когда смешивается деловая и туристическая поездка, довольно трудно определить, кто за что платит. Здесь нет общих стандартов, но чаще всего компания оплачивает сотрудникам билеты туда и обратно, в некоторых случаях оплачивается и проживание.

Однако нюансов множество. Кто оплачивает дополнительные билеты и двухместный номер, если с сотрудником едет супруг? Можно ли пользоваться корпоративной кредитной картой после завершения деловой части командировки? Если да, то как документировать расходы?

Чаще всего все затраты отпускной части поездки берёт на себя сотрудник, но возможны разные варианты. Все они должны быть прописаны в политике, иначе отследить соблюдение договорённостей будет невозможно.

Направление bleisure активно развивается во всём мире. Россия не стоит в стороне от этого тренда — мы также наблюдаем стабильный рост количества таких комбинированных путешествий.

При этом для многих сотрудников, особенно молодых, возможность совмещения командировок и отдыха — важный фактор при выборе работы. Так что компаниям, которые хотят конкурировать на рынке труда и привлекать лучшие кадры, стоит активно изучать феномен bleisure и экспериментировать с его внедрением.

Фото: bigstockphoto.com/vostockphoto

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе